Рисуночный тест «Моя семья»

risunochny-j-test-moya-sem-yaРисуночный тест«Моя семья» основан на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей. Видя, казалось бы, то же, что и взрослые, не воспринимают происходящее так же, не делают аналогичные нашим выводы. Особенные детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные для взрослых и не принимаемые ими. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории». Опираясь на них, дети и ведут себя своеобразно. Родители, не догадываясь об этой премудрости, удивляются и беспокоятся за поступки и душевное развитие детей. Итак, вручите малышу стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и попросите: «Нарисуй, пожалуйста, нашу семью». Недоуменные вопросы: «А кого это?», «А что это такое?» очень показательны, они говорят о несформированности у ребенка понятия «семья» либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. В случае явного противодействия можно попросить ребенка нарисовать семью зверушек.
Ребенок на момент проведения теста должен прибывать в обычном настроении. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе вы получите ситуативный рисунок, актуальный только на данный момент. Не стойте над ребенком во время выполнения задания, информативно такой рисунок будет искажен вашим контролем. Лучше попросите провести этот тест кого-то из своих добрых знакомых. Не обсуждайте результаты при малыше – тест предназначен для вас, для раздумий и лучшего понимания эмоциональных проблем ребенка. В ходе рисования обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов. (Важно кого он начал рисовать первым, последним, а не только то, как это выглядит на рисунке.)

Правила интерпретации

Используйте бумагу для рисования, без линеек и клеток, и карандаши (так лучше виден нажим).
Правило №1. В рисунке ничего случайного быть не может. Ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Оговорки «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра не поместилась» не принимаются. Отсутствие кого-то из членов семьи на рисунке объясняются по-разному.

* Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или к сестре. Малыш как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, и это плохо. Потому вообще ничего не нарисую».

* Полное отсутствие эмоционального контакта с забытым на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.
Правило №2. Если на рисунке отсутствует сам автор, то вы можете строить гипотезу в двух направлениях.

* Либо это трудности самовыражения в отношении с близкими: «Меня не замечают», «Мне трудно найти свое место».

* Либо «Я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения», «Мне и без них неплохо».
Правило №3. Размер изображенного персонажа выражает его субъективную значимость для ребенка, то есть какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в детской душе. Например, если на рисунке кошка или бабушка по линейным размерам больше мамы с папой, то, значит, сейчас отношения с родителями для ребенка – на втором плане.
Правило №4. После того как малыш закончит, обязательно спросите его, кто есть кто на рисунке, даже если кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо и в том случае, если количество персонажей равно количеству членов семьи. Кто-то из реальных родственников может отсутствовать, а вместо него на картинке появится вымышленный персонаж (например, Дед Мороз или фея).
Правило №5. Вымышленные персонажи говорят о неудовлетворенных потребностях ребенка, которые он компенсирует своей фантазией в воображаемых отношениях. Если увидите подобное, подробно расспросите малыша – так вы узнаете, чего крохе не хватает. Это не означает, что вы сможете немедленно «додать» ребенку недостающее или что в неудовлетворенности его желаний виноваты именно вы. Например, образ феи может символизировать детскую потребность в беспрепятственном, непрерывном и немедленном волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей. Невозможность этого ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы научиться полагаться на свои силы.
Правило №6. Внимательно рассмотрите, кто на листе расположен выше, а кто – ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, большей властью в семье (хотя он может быть и самым маленьким по линейным размерам). Например, если на листе выше всех расположен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в осознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи.
Правило №7. Расстояние между персонажами однозначно связанно с дистанцией психологической. Иными словами, кто малышу в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. Тоже относится и к другим фигурам: кого кроха воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.
Правило №8. Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный момент низкая самооценка.
Правило №9. Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Те, кто не соприкасаются друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают. Например, для одного малыша папа находится в близком психологическом контакте только с автомобилем, а для другого – мама находится в тесном психологическом контакте только с бабушкой.
Правило №10. Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка большую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что эта фигура обведена очень тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить.
Правило №11. Голова – важная и самая ценная часть тела. Самым умным членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой.
Глаза – не только для того, чтобы смотреть. С детской точки зрения, они даны, чтобы ими «плакать». Плач – первый естественный способ выражения ребенком эмоций. Поэтому глаза – «орган» выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются малышом как тревожные, нуждающиеся в помощи. Те, у кого глазки – «точки» или «щелки», несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, они не решаются попросить о помощи.
Правило №12. Уши –«орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Персонажи с самыми большими ушами должны больше всех слушаться окружающих.
Правило №13. Зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? Нет, еще для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, обижаться. Так что рот – это еще и «орган» нападения. Персонаж с большим и или заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы (не обязательно только через крик). Если рта вообще нет или он обозначен «точечкой», «черточкой» – это значит, что такой человек скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других.
Правило №14. Шея символизирует способность к рациональному самоконтролю головы над чувствами. Тот, у кого она есть, способен управлять своими чувствами.
Правило №15. Функции рук – взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то есть быть способным что-то делать, менять. Чем больше пальцев на руках, тем больше малыш ощущает способность персонажа быть сильным, могущим что-либо сделать (если на левой руке – в сфере общения с близкими, в семье, если на правой – в мире за пределами семьи, в детском саду, во дворе и др.). Чем значительнее и могущественнее персонаж воспринимается ребенком, тем больше у него руки.
Правило №16. Ноги нужны для ходьбы, передвижения в расширяющемся жизненном пространстве, они для опоры в реальности и для свободы передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. «Повисшие в воздухе», по мнению ребенка, не имеют самостоятельной опоры в жизни. Если персонажи изображены в один ряд, то мысленно проведите горизонтальную линию по самой точке ног, и вы увидите, у кого опора тверже.
Правило №17. Солнце на рисунке – символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между ребенком и солнцем – то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться теплом. Изображение множества мелких предметов – фиксация на правилах, порядке, склонность к сдерживанию в себе эмоций. Изображение большого количества закрытых деталей (шарфы, пуговицы, окна) сигнализируют для ребенка запреты, тайны, до которых он не допускается.
Разглядывая рисунок, вам будет над чем поразмышлять! Ведь именно с возраста 4-6 лет родители и педагоги начинают отслеживать появление эмоциональных проблем у детей, которые беспокоят взрослых и начинают мешать ребенку общаться и спокойно радоваться жизни: это и агрессивность, и замкнутость, и страхи, и конфликтность. Но в таком возрасте еще не поздно это исправить.
Проводите рисуночный тест приблизительно раз в полгода.

Елена Евсеева, психолог

Добавить комментарий

Мы должны убедиться, что Вы не бот. Введите верное значение. *