Рисуночный тест «Фантастическое животное»

risunochny-testВы всегда понимаете своего ребенка? Почему он сегодня поел хорошо, а вчера капризничал? Почему одни дети легко входят в коллектив, а другие боязливы или агрессивны? Почему ребенок слушает маму и не слушает бабушку? А всегда ли Вы понимаете себя или близких?

Психологи уже давно установили глубокую связь между внутренним миром человека и его рисунками. Причем на рисунке ярко отображается то, о чем человек не может или не хочет сказать. Особенно важно уметь правильно расшифровать рисунок ребенка, ведь в три-четыре года очень сложно выразить в словах свои чувства и переживания.

Поэтому сегодня мы решили предложить Вам и Вашим детям тест. Можете также предложить его Вашим друзьям, ведь это прекрасная возможность лучше узнать друг друга.
Итак, условия теста: возьмите лист белой писчей бумаги, положите его вертикально и нарисуйте на нем фантастическое животное. Например, то, которое живет в соседней Галактике или то, которое Вам хотелось бы вывести на Земле.
Нарисовали? Все нарисовали? Посмотрите на него и подумайте ничего Вы не забыли. Детали могут оказаться очень важны. Не начинайте читать расшифровку, пока не закончите рисунок, иначе Вы можете случайно пририсовать себе чужие черты характера и, наоборот, лишиться чего-то своего. А теперь, о чем же говорят Ваши рисунки….
Итак, на листе обычного формата, расположенным вертикально, нарисовано мягким карандашом некое животное. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного листа. Положение его ближе к верхнему краю листа, и чем больше, тем выраженнее трактуется как высокая самооценка и недовольство собственным положением в социуме, претензии на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части листа – обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. Оценив общую тенденцию испытуемого, можно перейти к изучению деталей.
Как правило, центральной частью фигуры является голова или заменяющая ее деталь. Голова, повернутая вправо, говорит об устойчивой тенденции к действию. Почти все, что планируется, обдумывается, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца.
Испытуемый активно переходит к реализации своих планов. Голова, повернутая влево, — это признак тенденции к размышлению, боязни активных действий, нерешительности. У подобных субъектов лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Наличие ушей выявит заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Дополнительно по другим показателям и их сочетанию, о которых речь пойдет ниже, следует решить, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания дополнительной оценки или только дает на оценки окружающих эмоциональные соответственные реакции: радость, гордость, обида, огорчение, и другие, не изменяя своего поведения.
Приоткрытый рот с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность, точнее, болтливость, в сочетании с прорисовкой губ – чувствительность, иногда и то, и другое.
Открытый рот без прорисовки губ и язык, особенно зачерненный, трактуется как возникновение страхов, опасения, недоверия.
Рот с зубами – достоверный признак агрессивности, в большинстве случаев, — защитной. Другими словами, огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного содержания и окраски или в ответ на обсуждение или порицание.
Для детей и подростков характерен рисунок зачерненного рта округлой формы в случае боязливости, тревожности.
Глаза – это символ присущего человеку переживания страха. В рисунках японских детей после трагедии Хиросимы большую часть лица занимали глаза. Это значение особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие ресниц. Ресницы – признак истероидно-демонстративных манер в поведении. Если испытуемый мужского пола, эта деталь будет говорить о женственных чертах его характера. Ресницы – это также заинтересованность в восхищении окружающих красотой и манерой испытуемого одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный размер головы по отношению к фигуре в целом, говорит о том, что тестируемый ценит рациональное начало в себе и окружающих.
Кроме деталей лица, присущих человеку, иногда в рисунках встречается и что-то другое. Например, рога. Рога – признак защиты, агрессии. Однако по сочетанию с другими признаками агрессии: когтями, щетиной, иглами, необходимо определять ее характер: спонтанный или защитно-ответный.
Другой деталью могут быть перья, что будет свидетельствовать о тенденции к самоукрашению, самооправданию, к демонстративности поведения. Грива, шерсть, подобие прически – говорит о чувственности, подчеркивании своего пола, иногда ориентировок на свою сексуальную роль. Итак, с головой закончили.
А теперь обратите внимание на несущую опорную часть фигуры – ноги, лапы, иногда даже постамент. Рассматривается степень основательности этой части по отношению к размерам всей фигуры и трактуется соответственно форме: или это основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, формирование суждения с опорой на существенные признаки и значимую информацию или, напротив, — поверхностность суждения, легкомыслие и необоснованность в выводах, иногда – импульсивность принятия решения, особенно при отсутствии или почти отсутствии ног. Посмотрите на соединение «ног-лап» с туловищем. Они могут быть пригнаны точно или соединены небрежно, слабо, даже не соединены вообще – и то, и другое будет говорить о характере контроля за своими рассуждениями, выводами и решениями.
Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность (убеждаемость) суждений и установок в принятии решения, их стандартность, банальность, разнообразие в форме и положение этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и не банальность. Иногда, разнообразие деталей опорной части фигуры будет говорить о наличии творческого начала или даже инакомыслия. Последнее должно насторожить, так как возможна скрытая патология.
Другие детали – надстройки, располагающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или просто украшениями. Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря свидетельствуют об энергии охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение», возможно даже с неделикатным утеснением окружающих. Также, это можно понимать как любознательность, соучастие в как можно большем количестве мероприятий; завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий, соответственно значению детали – символа.
Перья, бантики, что-то вроде завитушек, кудрей, цветов говорят о демонстративности, склонности к обращению на себя внимания, манерность. Например, лошади или несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев.
Хвосты выражают отношения к собственным действиям или решениям, размышлениям, выводам, к своей вербальной продукции. Хвост, поднятый вверх, — показатель бодрости, положительного настроя деятельности, уверенности в себе. Хвост опущенный – признак недовольства собой, подавленности, сомнения, сожаления о сделанном, сказанном. Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно пышные хвосты, особенно длинные: такой многозвеньевой хвост чаще всего свидетельствует о негативных переживаниях по поводу своих действий, поведения, мыслей и решений, связанных с пропущенным моментом, собственной нерешительностью.
Далее переходите к исследованию контура фигуры. Здесь нужно проанализировать несколько компонентов. Первый из них – наличие выступов типа щитов, панцирей и подобных им символов, а также прорисовка или затемнение линий контура. Это защита от окружающих: — агрессивная – если она выполнена в острых углах; — страх, тревога – если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; — опасения, подозрительность – если поставлены «щиты», «заслоны», линия удвоена.
Направленность такой защиты – соответственно пространственному положению: — верхний контур – против вышестоящих лиц, реально имеющих возможность наложить запрет, осуществить ограничение, принуждение, то есть против старших по возрасту – родителей, учителей начальников; — нижний контур фигуры – защита от насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих, подчиненных, младших, боязнь осуждения; — боковые контуры – недифференцированная опасность и готовность к защите и самозащите любого порядка и в различных ситуациях; то же самое элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе «животного»: — справа – больше в процессе реальной деятельности; — слева – защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Получить представление об общей энергии испытуемого можно оценивая общее количество изображаемых деталей: либо только необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном, то есть просто примитивный контур; или же щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкций – дополнительных деталей. Чем больше составных частей и элементов – тем выше энергия. И наоборот – экономия энергии, аскетичность, возможно хроническое соматическое заболевание. То же самое подтверждается характером линий: слабая паутинообразная линия – «возит карандашом по бумаге», не нажимая на нее. Линия жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Резко продавленные контурные линии, видимые даже с обратной стороны листа, свидетельствуют о судорожном высоком тонусе рисующей руки – достоверном признаке резкой тревожности.
Если обратить внимание на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом, не трудно будет прийти к заключению, к чему привязана тревога. «Тематические животные» делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных: подобие льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья , белки, кошки. Это отношение к собственной персоне, к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости с зайцем, букашкой. В данном случае рисуемые животные – представители самого автора, своеобразный автопортрет.
Уподобление рисуемого животного человеку: похожесть морды на лицо, ног или лап на руки, постановка животного в положение прямохождения, одевание его в человеческую одежду – юбку или штаны – свидетельствуют об инфантилизме, эмоциональной незрелости соответственно степени выраженности очеловечивания животного. Механизм сходен и параллелен аллегорическому значению животных, их характеров в сказках, притчах, и других фольклорных формах. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомо в этом отношении прямые символы агрессии: режущие острые клювы, зубы…
Следует обратить внимание на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекообразной фигуре – это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса. Фигура круга, особенно ничем не заполненная символизирует тенденцию к замкнутости, сокрытие своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки, как правило, дают ограниченные данные для анализа. Резко и необычно обращает на себя внимание вмонтирование механических деталей в живую ткань животных; постановка животных на постамент, тракторные или танковые гусеницы, прикрепленный к голове винт, вмонтированные в глаза электролампы, рукоятки, клавиши, антенны. Это наблюдается главным образом у больных шизофренией.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимают форму готового существующего животного, которому всего лишь приделана также готовая деталь, чтобы нарисованное животное стало «несуществующим», например кошка с крыльями, собака с перьями, с ластами. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не из целых «заготовок». Название может содержать рациональное соединение смысловых частей: летающий заяц, бегекот, мухожер. Другой вариант названия – смыслообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом – ратолетиус, катеолярия, перголорий. В первом случае – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации, во втором же – демонстративность, направленная главным образам на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления, как то: лиошака, глятьекор, лалио, знаменующие легкомысленное отношение к окружающему, не умение учитывать сигналы опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических звеньев в суждении над рациональным. Наблюдаются иронически-юмористические названия: риночурочка, девоншор, пузыреид, при иронически-снисходительном отношении к окружающим.
Инфантильные названия имеет обычно повторяющиеся слоги: тру-тру, люлюка, кус-кус. Склонность к фантазированию, чаще защитного характера, выражается непомерно длинными названиями: аберосинотиклирон, гулобарниклатамнегиния.
Данный тест ориентировочный, позволяющий слегка обозначить как устойчивые черты характера испытуемого, так и сиюминутное состояние его психики, но даже такая, достаточно поверхностная оценка даст возможность подняться над обывательским суждением о знакомом вам человеке.

Источник: газета «Наш аист»

Добавить комментарий

Мы должны убедиться, что Вы не бот. Введите верное значение. *