Гениальные левшата

Гениальные левшатаЕсть дети, которые никак не могут освоить алфавит, не справляются со шнурками, задевают за все углы, постоянно роняют ложку за завтраком и отвечают невпопад. Родители часто не догадываются, что причина подобной неловкости может быть связана с тем, что их ребенок – левша.
Ведущий специалист в области нейропсихологии детского возраста, профессор факультета психологического консультирования МГППУ Анна Владимировна Семенович рассказывает.
С точки зрения нейропсихологов, левши – вечные дети, а левшество – удивительное и загадочное явление в истории человеческой природы. У левши часто бывают аллергические реакции, он эмоционально неустойчив и упрям, пишет так, что потом ничего не разбирает сам, переворачивает все, что можно, как в зеркале, не способен выучить ни одного стихотворения, крайне медлителен. В итоге он тратит максимум энергии, чтобы овладеть тем, что другим дается от природы. Подчас левше приходится изобретать свой собственный способ познания мира правшей, призывая на помощь интуицию. Возможно, поэтому такие дети воспринимают мир неординарно, общеизвестные факты интерпретируют так, что все поражаются их изобретательности и способности к творчеству.
Один пятилетний малыш, научившись читать, замучил родителей вопросами. В конце концов, взрослые предложили поискать ему ответы в энциклопедии. Ребенок не знал алфавита, но догадался, что он поможет искать нужные сведения, и поэтому положил перед собой телефонную книжку с алфавитом…
У левши свое видение мира, часто он поражает окружающих оригинальностью. Но в обыденной жизни вынужден приспосабливаться к миру правшей (правый, правильно, прав…). Вот пример. Шестилетняя малышка на занятиях с нейропсихологом получила задание разложить карточки по общим признакам. Девочка сложила вместе ландыш и… циркуль, объяснив это так: «…потому что они оба шалашиком». А увидев реакцию взрослого, со вздохом сказала: «Конечно, ландыш подходит к ромашке, а циркуль к линейке, но ведь так скучно». Поскольку девочке предстояло собеседование в гимназии, психолог попросила умницу немного «поскучать» там, но сделать все как надо.

Непослушные шнурки

Если левша рождается в обычной семье, с раннего возраста, как только малыш делает первые попытки схватить какой-то предмет, ему внушают: все надо делать правой рукой. Однако с природными особенностями человека шутить нельзя. Активность правой или левой руки – одно из самых важных индивидуальных свойств ребенка, которое нельзя менять произвольно. Любое вмешательство, тем более в раннем возрасте, способно привести к непредсказуемым последствиям в работе мозга. Проявиться же они могут не сразу, а через несколько лет.
К психологу чаще всего обращаются родители, когда их сын или дочь оказываются под обвалом проблем: плохие оценки в школе, страхи, гиперактивность, заикание. Если специальное обследование подтверждает, что ребенок левша, удивлению близких нет границ. Чтобы маме было легче понять своего кроху, перечислим те трудности, с которыми левшата сталкиваются чаще.
Плохая координация движений. Малыш не может рассчитать свои действия, поэтому чаще натыкается на вещи, не вписывается в углы, падает, кого-то толкает. Такому ребенку сложно завязывать шнурки и застегивать пуговицы.
Неумение переключать внимание. Левшам нелегко быстро перестроиться с одного занятия на другое. Делать же два дела сразу (что-то рисовать и слушать) им вовсе не под силу. Но, даже занимаясь каким-то конкретным делом, часто они застревают в начале процесса. Поэтому левшу нельзя торопить, надо дать ему время сориентироваться. Если вы хотите сообщить нечто важное, а малыш занят, окликните и подождите, пока он отзовется, иначе ребенок просто не услышит ваших слов.
Зеркальность. Малыш часто рассматривает картинки не слева на право, а наоборот или вообще сверху вниз, наискосок. У крохи сложные отношения и со стрелками часов. Когда часы показывают без пяти минут шесть, ребенок может увидеть полпервого. Вместо «Галя» пишет «Ялаг». Зеркальное написание, нередкое явление для детей, к 6 годам у большинства проходит. У левшей же оно остается надолго.
Трудности с ориентацией в пространстве. Данное качество может остаться у левши надолго. Самый яркий пример – ребенку дают задание срисовать незнакомую фигурку с большим количеством деталей. Пытаясь перенести изображение на бумагу, маленький художник долго крутит и образец, и бумагу… в результате ребенок сам не понимает, что у него получилось.
Фонематические огрехи. Часть слов левша воспринимает не совсем точно. Не связанные по смыслу слова «дом», «лес», «кот» малыш может услышать как «в дом влез кот». На вопросы взрослого кроха отвечает невпопад. Общение с таким ребенком идет как бы в параллельных плоскостях.

Не упустите время

Немногие родители своевременно обращают внимание на «необычность» собственного ребенка. Взрослым кажется, что проблемы рождает школа. Плохие отметки в дневнике часто появляются по недоразумению – ну как объяснишь учителю, что для малыша числа 16 и 60 звучат похоже. Отношения со сверстниками тоже не складываются. Только тут родители начинают понимать, что без помощи психолога не обойтись. Наиболее подходящий период, когда ребенка следует показать нейропсихологу, – 4–5 лет. В этом возрасте может понадобиться несколько консультаций, позволяющих специалисту расписать подробно индивидуальную программу и подготовить малыша к школе. Есть и общие советы, которые пригодятся каждой семье, где растет ребенок-левша. Первым шагом должна стать так называемая маркировка левой руки. На нее можно надеть часики или повязать красную ленточку. Теперь малыш будет знать, что слева – это там, где лента или часы. С той стороны и следует читать, писать и рассматривать комиксы. Буква Я и цифра 9 головой повернуты к ленточке, а К и 6 от нее отворачиваются.
Не пытайтесь подогнать ребенка под общие нормы. Пусть делает все той рукой, которой удобнее. Если сел рисовать или играть, дайте ему карандаши (игрушки) в обе руки. Данное качество может оставаться у левши надолго. Придумайте для крохи побольше заданий, где работают обе руки. Пусть поможет маме или бабушке постирать носочки, перебрать на кухне гречку и т. д.

Тише едем, дальше…

Не стоит требовать, чтобы маленький левша, имея перед глазами некий образец, точно его копировал. Лучше положить сверху кальку и попросить обвести предмет несколько раз. В каждом конкретном случае задача родителей – помочь ребенку буквально физически запомнить расположение туловища, головы, пальцев рук и ног. Не надо сердиться на кроху за то, что он никак не научится завязывать шнурки, пользоваться ложкой и ножницами так, как это делают мама и папа. Лучше возьмите детские ручонки в свои и неторопливо несколько раз вместе повторите нужное движение. Левше трудно воспринять, что означают предлоги «за – перед», «над – под», «в – на». Поупражняйтесь вместе, сидя в детской комнате, где все предметы знакомы и привычны. Разберитесь, где сейчас стоит диван, а где он окажется, если передвинуть его к другой стенке. Сколько в комнате углов? А если встать в центр? Что означает «в вазе», «под вазой», «на вазе». Проговаривайте все это вслух, постепенно расширяя поле деятельности сначала до пределов квартиры, затем – дома и улицы, а со временем – карты города. Запишите малыша в спортивную секцию. Для таких детишек занятия гимнастикой у-шу или тай-цзи-тюань полезны так же, как ритмика, танцы, плавание, езда на велосипеде, теннис, игры с мячом – двумя руками попеременно. Хорошую службу малышу сослужат уроки макраме, нанизывание бисера, лепка, раскрашивание мелких деталей. Научите ребенка выговаривать сложные слова и скороговорки. Просто замечательно, если малыш как можно чаще будет слышать красивую правильную речь. Для этого стоит воспользоваться записями сказок в исполнении актеров-чтецов. Если кроха уже умеет читать, пусть следит за рассказчиком по тексту. Очень полезно, стоя перед зеркалом, четко проговаривать выученное наизусть стихотворение.
Время – понятие не только физическое, но и философское. Чем больше его тратишь. На добрые дела, тем щедрее оно вознаграждает родительские труды.

Подготовила Ульяна Пугачева

Добавить комментарий

Мы должны убедиться, что Вы не бот. Введите верное значение. *