Легкое дыхание

Легкое дыханиеЧто может затормозить речевое развитие крохи? Трахеиты, ларингиты, ложные крупы, бронхиты, воспаления легких – вот неполный перечень вредных для «свободы слова» заболеваний. Случаются они, как правило, у детей соматически ослабленных. Для таких малышей характерно верхне-ключичное, поверхностное дыхание и маленький объем легких. Со временем у них может появиться астматический компонент и масса других проблем, связанных с дыханием.

Как разорвать заколдованный круг?

На практике все это выглядит как некий замкнутый круг: неотработанные вдох и выдох провоцируют заболевания верхних дыхательных путей, а они в свою очередь не способствуют появлению легкого дыхания и красивой речи.
Однако если постараться, то можно разорвать эту патологическую цепочку обстоятельств. Вначале нужно заняться лечением носоглотки и дыхательных путей. Отоларинголог и педиатр наверняка подберут лечение, необходимое именно вашему ребенку. Это может быть что-то традиционное и уже ставшее привычным: ингаляция, физиотерапия, массаж, медикаментозная терапия, или нечто экзотическое: ароматерапия, иглоукалывание, соляные пещеры (под них оборудуют поликлинические кабинеты). Возможно, какому-то малышу понадобится и оперативное вмешательство. После курса лечения, а часто и параллельно с ним проводят постановку дыхания (фонопедию). Основная ее цель – организация правильного фонационного (речевого) дыхания. Помимо этого, фонопедия дает и общий оздоравливающий эффект: снимает напряжение голосовых связок, активизирует лимфо- и кровообращение в воспаленных тканях носоглотки. А еще, благотворно влияет на легкие: увеличивает их объем, улучшает вентиляцию; делает более подвижными и эластичными диафрагму, мышцы грудной клетки. Все эти органы и системы начинают гармонично развиваться и хорошо выполнять свою работу. Научившись правильно дышать, ребенок будет значительно меньше болеть, а со временем (как знать!) и вовсе забудет, что такое простуда.
При проведении этих мероприятий не следует забывать, что все должно быть строго дозированным. Занятия и лечение нужно проводить под постоянным контролем со стороны логопеда и врача. Несоблюдение каких-то гигиенических правил, слишком большие нагрузки, нерегулярное, от случая к случаю лечение могут усугубить положение и привести к прямо противоположному эффекту: афонии, дисфонии (полной или частичной потере голоса), обострению хронических заболеваний дыхательных путей.

Учимся дышать с пользой

Оптимальным для речи является диафрагмально-реберное дыхание (его еще называют мужским или певческим). Оно совершается при активном участии диафрагмы и нижнего отдела грудной клетки. Когда человек произносит фразу, вдох и выдох происходят как носом, так и ртом. Надо сказать, что делать речевой вдох только носом в процессе разговора не совсем удобно. Поэтому малыша необходимо научить вдыхать воздух через губы, слегка приоткрытые в улыбке. Причем очень важно, чтобы плечи ребенка оставались неподвижными. Никакого напряжения и неестественной мимики при этом быть не должно! Только свободный вдох и медленный, плавный выдох будут способствовать появлению красивого голоса и выразительной речи.
Постановка правильного дыхания – важный этап в работе над всеми звуками. На полноценном, длительном выдохе они не замедлят появиться и будут звучать ясно и четко. Сильная воздушная струя особенно нужна для звуков «С», «З», «Ш», «Ж», «Щ», «Р».
А если у малыша выявлено заикание, или нарушен темп речи по типу тахилалии (полтерн, захлебывающаяся, быстрая речь), или по типу брадилалии (замедленное высказывание, растянутое произнесение звуков и слов), то без хорошо поставленного дыхания ему и вовсе не обойтись!

Вот такая ароматная игра

Постараемся устроить все так, чтобы обучение напоминало малышу увлекательную игру. Ну, в самом деле, не станем же мы двухлетнему карапузу втолковывать, что дышать надо носом, или с умным видом объяснять необходимость плавного и длительного выдоха!
Лучше подведем кроху к цветку и скажем: «Понюхай, как хорошо пахнет! » малыш непроизвольно втянет носиком воздух. Ему даже не придется напоминать, что ротик при этом должен быть закрыт. (А теперь вспомните, сколько раз за день вам приходится об этом говорить и все без толку!) Нюхая цветок, кроха все сделает правильно и без подсказки! Он зажмурит глаза, блаженно вдохнет аромат цветка и, подражая вам, с удовольствием выдохнет: «А-а-а…» Переходя от цветка к цветку, проделайте это упражнение несколько раз.
Внимание! Ребенку-аллергику, страдающему поллинозом (повышенная чувствительность к пыльце цветущих растений), такое упражнение противопоказано. Но ему можно нюхать душистые фрукты и ароматные масла. Крохе наверняка понравится вдыхать всевозможные ароматы, различать запахи. Это еще и прекрасная тренировка обоняние, и расширение общего кругозора. А сколько поэтичных и красивых слов можно будет подобрать! Во время таких занятий речевой запас малыша заметно обогатится.
Если у ребенка затруднено носовое дыхание из-за ринита, то подобная практика принесет и еще один положительный эффект: ароматические вещества окажут благотворное влияние на слизистую оболочку носоглотки, уменьшат, а может быть, и полностью снимут воспаление. Используйте для этих целей шалфей, мяту, лаванду.

Начинаем веселые соревнования

Все дети просто обожают всевозможные игры и соревнования. Некоторые из них, рекомендованные специалистами, научат правильно дышать и кроху с проблемным звукопроизношением, и заикающегося малыша (для него постановка дыхания невероятно важна!). Кроме всего прочего, ребятишкам необходима уверенность в собственных силах, а она обретается именно благодаря участию в соревнованиях и победам.
Смелые парашютисты. Белые шарики одуванчиков подходят для тренировки дыхания! Они помогают сделать выдох плавным и длительным. Крохе придется очень постараться с одного раза сдуть все парашютики! А если устроить настоящие соревнования, самые смелае парашютисты, не боящиеся высоты, окажутся, конечно, у малыша!
Чья бабочка улетит дальше? Маленьких мотыльков можно вырезать из цветной бумаги. Настоящих, пусть даже и высушенных, использовать не стоит! Сядьте с крохой за стол и положите перед собой по бабочке. А теперь каждый подует на свою легкокрылую подопечную. Чей полет окажется наиболее продолжительным и дальним?
Тростинка на ветру. Бабочек могут заменить листики с деревьев или ватные шарики. Когда на улице сильный ветер, деревья, кусты и цветы гнутся к земле. Кто сможет устроить самый сильный ветродуй? Вырежьте из бумаги подобие дерево или цветка и устройте соревнование. Держите макет на уровне губ и дуйте изо всех сил! Силу ветра удастся проверить и на вертушке, приделанной к палочке. Ее можно купить или сделать из плотной бумаги. Чем больше семья, тем чаще в ней отмечают дни рождения. Пусть малыш всем помогает справиться со свечами на праздничном торте!
Необычный тренажер. Карандаши и ручки также прекрасно подойдут в качестве тренажеров дыхания. Положите перед крохой на стол один предмет горизонтально. Предложите сдвинуть его с места без помощи рук. Интересно, догадается малыш, как это сделать? Если возникнут затруднения, помогите наводящими вопросами. Продемонстрируйте свои умение и ловкость. Это будет непросто: понадобится очень сильная воздушная струя! Вслед за вами сноровку должен показать и кроха.
Игры в ванной. Поддувание плавающих в воде игрушек (уточек, корабликов) вызывает восторг даже у самых маленьких. Они с удовольствием представят себя ветерком!
Хорошую службу при обработке дыхания окажут и всевозможные музыкальные игрушки: дудочки, флейты, свирели, свистки, губные гармошки. И конечно же, воздушные шарики. Они научат малыша дышать полной грудью.

Перевоплощения

Играя, ребенок часто представляет себя то птичкой, то зайчиком, а то и вовсе неодушевленным предметом. Это очень здорово! Перевоплощаясь, кроха избавляется от различных страхов и комплексов. Это помогает проигрывать жизненные ситуации и искать выход из трудных положений. Игра очень полезна для заикающегося ребенка. Погружаясь в нее, малыш забывает о собственных проблемах, что и помогает справиться с запинками. А постановка правильного дыхания такому человечку просто необходима! Итак, пусть кроха представит себя, например… маленьким китенком! Возможно, он уже видел по телевизору, как эти гиганты выпускают струю воды, всплывая на поверхность океана, тогда повторить это будет несложно! Малыш, лежа на спине, должен выдохнуть воздушный фонтан. Уложите свое чадо на диван или ковер, положив под голову небольшую подушечку. Правая рука ребенка лежит на животе в области диафрагмы. Вот кроха-китенок вдыхает носом воздух и одновременно втягивает животик, а затем медленно выдыхает через рот и выпячивает животик: «п-ф-ф-ф». Повторите это забавное упражнение несколько раз.
Если кита видел не каждый ребенок, то уж самовар-то – вещь более привычная. Предложите малышу изобразить эдакий пузатый самоварище. Пусть кроха, сидя на стульчике, держит одну руку на животе, а вторую – на груди. Вот он вдыхает носом воздух и максимально втягивает в себя животик, а потом медленно-медленно выдыхает воздух через рот. Животик в это время раздувается, словно шарик:

Самовар кипит, самовар пыхтит:
— П-ф-ф-ф…, п-ф-ф-ф…, п-ф-ф-ф…
Приглашает всех гостей чай отведать поскорей:
— П-ф-ф-ф…, п-ф-ф-ф…, п-ф-ф-ф…

Не забывайте при этом следить, чтобы плечи малыша не приподнимались! Понравится ребенку и превращение в индийского факира, завораживающего змей игрой на дудочке. Садимся на коврик, скрестив ноги по-турецки. Спина прямая. Не будет лишним включить любую восточную мелодию. Из двух неплотно сжатых кулачков составляем трубочку-дудочку и подносим ее к губам. Если крохе трудно это проделать, помогите ему! Когда приготовления будут закончены, втягиваем носом воздух и одновременно «убираем» в себя живот… Затем медленно выдыхаем воздух в импровизированную дудочку, протяжно произнося при этом: «ф-ф-ф»… (животик выпячивается).

Общие правила

Проделывая все эти упражнения вместе с малышом, постарайтесь не забывать следующие важные моменты.
* Прежде чем приступить к тренировке, убедитесь, что у ребенка прекрасное настроение и желание заниматься.
* Все занятия проводите либо на открытом воздухе, либо в заранее проветренном помещении. Ни в коем случае не занимайтесь в душной комнате!
* Если малыш только что пообедал, подождите хотя бы полчасика, прежде чем заниматься. С другой стороны, и на голодный желудок нельзя проводить дыхательные упражнения, чтобы не спровоцировать головокружение и слабость.
* Не стремитесь к рекордам и не планируйте на одно занятие все упражнения. Начните с одного-двух. В этом деле нельзя перегружать кроху, особенно если у него слабые легкие. Двух-трех минут вполне достаточно для начала. Дыхательные упражнения – большая нагрузка для малыша, так что не переусердствуйте! Передозировка чревата серьезными последствиями, особенно для ребенка-астматика. Для таких детей обязателен контроль со стороны врачей.
* Если вы видите, что выполняя дыхательные упражнения, ребенок побелел, жалуется на головокружение или слабость, немедленно прекратите занятие. Сообщите об этом эпизоде врачу, чтобы выяснить причину недомогания.
Надеемся, что с помощью наших рекомендаций малыш обретет не только легкое дыхание, но и крепкое здоровье!

Карельская Елена Германовна, логопед высшей категории

Добавить комментарий

Мы должны убедиться, что Вы не бот. Введите верное значение. *