Какой у него почерк?

Какой у него почерк?В наше просвещенное время ребенок рано или поздно читать, писать и считать научится, никуда ему не деться. Только вот вопрос: как он это будет делать? Помните, когда-то в начальных классах был специальный урок «чистописание»? Мы все крайне старательно выводили буковки и циферки по предлагаемым образцам, однако факт остается фактом: надежды Министерства образования не оправдались – к радости криминалистов, каждый получил свой почерк. А ведь от почерка иногда зависят повороты нашей судьбы.

Как курица лапой… 

Вот достаточно типичный пример. Ваня Агафонов хорошо учился в школе, особенно легко ему давались точные науки. Правда, учителя все время говорили, что пишет он как курица лапой… Ваня довольно легко справился с физикой на вступительных экзаменах в институт. Он правильно понял смысл задач и воспользовался нужными формулами. Потом и числа складывал, умножал и вычитал без ошибок. Подвел его почерк, перепутал Ваня собственноручно написанную единицу с семеркой. И в итоге ошибся в ответе…

Четкая линия

Чем же определяется понятие «хороший почерк»? во-первых, человек должен сам понимать, что он, собственно, написал. Во-вторых, другие тоже должны это понимать, и желательно без особых усилий. Основы почерка легче всего заложить в детстве, не дожидаясь начала освоения грамоты.
Кроме плохого, небрежного почерка у детей нередко возникают и другие трудности в написании цифр и букв: например, отсутствие связных движений при письме, неустойчивость графических форм (по высоте, ширине, наклону цифр и букв), либо слишком большое напряжение руки при письме, либо слишком слабый нажим…
Все эти проблемы отмечаются у малышей при недостатке развития тонкой моторики кисти и пальцев руки (микромоторики) и несформированности зрительно-двигательной координации. Многие родители хотят помочь своим детям в преодолении трудностей, которые испытывают ребятишки разного возраста, особенно дошкольники и младшие школьники.
Предлагаем упражнения-игры, которые позволяют научить ребенка достаточно четко проводить прямые и кривые линии. При этом, подбирая упражнения, мы стремились к тому, чтобы аккуратно проведенная линия была не целью, а средством выполнения задания.
Не забывайте, что наиболее эффективны те упражнения, которые доставляют ребенку удовольствие.
* Не перегружайте детей, проводите 1-2 занятия в неделю и постепенно усложняйте задания. Детишки с нетерпением ждут очередной встречи.
* Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Сейчас, в век бурного развития канцелярской техники, легко подготовить одинаковые картинки сразу для нескольких детишек. Лучше всего заниматься с группой в 3-7 человек. При большем числе участников ребенку приходится в некоторых играх долго ждать своей очереди, что быстро надоедает. Единственному малышу достается все внимание взрослого, но зато у него нет возможности подумать, и он обычно привыкает все делать после подсказки или наводящих вопросов.
* Хорошо, если каждое занятие будет длиться не более 30 минут и дети успеют выполнить 2-3 задания.
* Если вы пытаетесь освоить с ребенком новое упражнение, занятие лучше начинать именно с него. На следующих двух занятиях это упражнение для закрепления обязательно повторите, а потом, постепенно усложняя, предлагайте детям 1-2 раза в месяц.

По контуру

Самое простое задание – дорисовать уже знакомый предмет. Оно хорошо тем, что позволяет ребенку почувствовать правильное соотношение размеров частей, составляющих единое целое. При наличии копировальной техники подготовить такие задания просто. Надо подобрать подходящую картинку в какой-нибудь детской книжке и скопировать ее, прикрыв чистым листочком тот фрагмент, который по вашему замыслу ребенок должен дорисовать. Поначалу давайте детям три одинаковых рисунка одного предмета так, чтобы на каждом изображении не хватало разных деталей. В этом случае ребенок легко и быстро понимает, что именно и как ему надо дорисовать.
Изображение предмета по его контуру уже «ставит руку». Постепенно задание надо усложнять, накладывая друг на друга два, а затем три и четыре контура разных, но обязательно знакомых предметов. Сначала предложите детям просто узнать и дорисовать эти предметы. Через несколько занятий, когда малыши уже будут уверенно отличать по контуру морковку от арбуза или мячик от ведерка, давайте дополнительное задание.
Например, на контур елочки накладывается контур зайца, и ребенок сам должен аккуратно восстановить рисунок так, чтобы зайчик как будто бы спрятался за елочкой. Другой пример: на контур забора накладывается контур собачки и кошечки, и малыш восстанавливает рисунок, поместив животных по разные стороны забора. Это упражнение, помимо постановки руки, великолепно тренирует внимание и пространственное воображение ребенка, а это очень важный момент подготовки к предстоящему школьному обучению.

Обозначим границы

Педагогам известно, что детям очень нравится проводить различные линии внутри четко обозначенных границ таким образом, чтобы не задеть эти границы. Предложите своему дошколенку самое простое задание – провести линию между двумя параллельными прямыми. Сначала пусть расстояние между прямыми будет достаточно большим, но постепенно, от занятия к занятию, уменьшайте его. Когда ребенок освоится, параллельные прямые заменяйте плавно изогнутыми линиями и линиями с углами. Конечно, это занятие трудно назвать очень веселым, однако, если попробовать ставить рекорды, общие и личные, дело пойдет на много интереснее. По мере того как рука ребенка будет становиться «тверже», усложняйте и контуры тех фигур, внутри которых ребенку надо проводить линии.
Кстати, нередко сами дети превращают это упражнение в увлекательное соревнование – ведь так учиться намного интереснее! Границы фигур устанавливаются на относительно большом расстоянии друг от друга, и потом каждый по очереди рисует линию, стараясь не задеть как границы, так и вновь проведенные линии. Побеждает тот, кто последним проводит свою линию.
Все эти упражнения легко осваиваются детишками 3-4 лет. Ближе к школе пора начинать работать с изображениями букв и цифр. Предложите ребятам известную игру – начертить заданную фигуру, не отрывая руки и не проводя по одному отрезку дважды. Вы увидите: скоро дети начнут изобретать и предлагать всем начертить свои фигуры.

Мячик-помощник

Кроме специальных игр-упражнений для развития дифференцированных моторных актов и двигательных умений необходимо давать ребенку и самые разнообразные практические задания. Для этого вовсе не нужно «изобретать велосипед» – все очень просто, например, почаще предлагайте ему вырезать ножницами по контуру изображения разной степени сложности, нанизывать бусинки на длинную нитку (особенно это нравиться девочкам), складывать красивые узоры из мелких предметов, выкладывать из спичек какие-то фигуры или предметы (буквы, цифры, домик, животных, человечка и пр.)
И конечно же, малышам совершенно необходимы подвижные игры! Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Многие спортсмены используют теннисный мячик для развития кистей рук. Они просто ежедневно сжимают этот мячик в течении нескольких часов.
Нет, мы не предлагаем вам лепить из маленького ребенка могучего атлета, но совершенно точно знаем, что быстро устающая рука не может писать разборчиво и как-то сама собой допускает незапланированные ошибки.
Предлагаем вам несколько игр с маленьким мячом – он должен быть таким, чтобы детская рука легко удерживала его пальчиками. Естественно, с первого раза вряд ли можно ожидать слаженности движений. Но при многократном повторении все дети выполняли подобные упражнения весьма уверенно.
* Левой рукой нужно ударить мячик об пол и поймать его пальчиками правой руки, пока он летит вверх. Потом нужно бросить мячик об пол правой рукой, а поймать его пальчиками левой руки. Повторить несколько раз.
* Подбросить мяч вверх, опуститься на одно колено и поймать его. Важный момент: подбрасывать надо одной рукой, а вот – ловить другой. Это не такое уж простое занятие, так что малышу придется потренироваться.
* Стоя ноги врозь, взять мячик в правую руку, отвести ее за спину и подбросить мяч так, чтобы перелетел через левое плечо. Поймать мяч спереди левой рукой. Затем, естественно, бросить мяч левой рукой через правое плечо, а ловить его левой.
* Держать мяч правой рукой, вытянутой вперед и повернутой ладонью вниз. Разняв пальцы, выпустив мяч и поймать его левой рукой над самой землей, захватывая сверху. Потом выпускать мяч из левой руки и ловить правой.
Все эти упражнения можно слегка изменить так, чтобы в них одновременно участвовало сразу несколько детишек. Например, один стукает мячик об пол, а другой его ловит. Самое главное, чтобы ребята ловили мяч не в охапку, а пальчиками. Впрочем, есть еще множество упражнений, укрепляющих детские пальчики и заодно улучшающих координацию движений малыша. Так что успехов вам!

Борис Дружинин, Ирина Куминова, педагоги
Источник: «Мой ребенок»

Добавить комментарий

Мы должны убедиться, что Вы не бот. Введите верное значение. *